Вы здесь

Кратко о направлениях в буддизме

 

Буддизм в массовом сознании представлен очень аморфно и на первый взгляд скрадывается картина его цельности и бесконфликтности. Но сами буддисты, несмотря на достаточное свободомыслие, все-таки выделяют внутри буддизма свои и чужие направления, школы, дискутируют и полемизируют друг с другом. При взгляде со стороны это не ощущается, из-за чего в момент встречи с различиями мы можем быть поставлены в тупик.

 

Решив когда-то изучать буддизм, мне в первую очередь хотелось увидеть конкретные направления буддизма, так как они удивляют своей вариативностью в основах учения. Надеюсь, что эта статья поможет кому-нибудь разъяснить кое-какие моменты и еще раз покажет, что действительность намного сложнее сложившихся в наших головах образов.

 

Писать о буддизме как о чем-то общем и едином сложно. Вывести какое-либо внятное и сбалансированное определение еще сложней. Буддизм можно назвать мировой религией, которая, может быть, зарождалась как философское течение, настроенное против брахманической идеологии и обрядности. Оговорюсь, что это лично мое мнение, человека только начавшего изучать эту тему, поэтому мое мнение может измениться. Надеюсь, я смогу дойти до уровня моего учителя, который сейчас уже не знает как ответить на этот вопрос.

 

На сегодняшний день мы имеем множество буддийских направлений, которые можно разделить на две большие ветви: южную (тхеравада) и северную (махаяна).

Немного о названиях ветвей: часто можно встретить термин хинаяна, ей называют южную ветвь буддизма. Название пошло от школ махаяны, которое обычно переводится как «малая колесница», в противовес махаяне - «большой колеснице». Перевод слова хинаяна можно дать не только как «малая колесница», но и как «ничтожная, несостоятельная колестница». На 6-ом буддийском соборе, который был проведен в 50-е годы ХХ века, было согласовано, что термин хинаяна нельзя использовать по отношению к южному буддизму тхеравада. Сейчас этот термин в научной литературе используется редко, иногда как определение различных направлений в раннем буддизме.

 

Южная ветвь представлена, на сегодняшний день, только школой тхеравада, представленной в таких странах как Шри-Ланка, Таиланд, Мьяма (Бирма), Лаос, Камбоджа и немного во Вьетнаме. Традиция тхеравада делится не по доктрине, а по правилам монашеского устава (Виная). Такие группы называются называются никаи.

 

Северная ветвь представлена: ваджраяной, распространенной в Тибете, Непале, Монголии и в трех округах России (Тува, Бурятия и Калмыкия) чань (дзен) буддизмом, распространенным в Китае, Японии, Корее и Вьетнаме, амидаизмом (в Китае) и другими небольшими направлениями. Направления в махаяне делятся по доктриным особенностям, иногда очень далеко уходя друг от друг в идеологическом плане. Чего стоит пример с амидаизмом (культом Будды Амитабхи), в котором основной религиозной целью становится достижение «чистых земель» (сукхавати), который создал Будда Амитабха для всех живых существ, чтобы с помощью нахождения в том мире существа могли в последствии войти в нирвану. Достичь сукхавати можно лишь с помощью искренней веры в этого Будду Амитабху, что для других направлений махаяны малосущественно. Иногда амидаизм сравнивают с христианским протестантизмом.

 

Говоря о буддизме невозможно не сказать о Индии, колыбели этой мировой религии. В массовом западном сознании бытует мнение, что буддизм всегда присутствовал в Индии и что это чуть ли не одна из главных её религий. Это в корне неверно. Буддизм завершает свое существование в Индии в XI-XIII веках, оставаясь в ней лишь в очень измененной форме, например в виде нескольких касты. С иммиграцией Далай ламы в середине ХХ века на север Индии и принятием буддизма некоторыми низкими кастами для повышения своего социального статуса, мы видим своеобразное возрождение буддизма на территории Индии.

 

Кратко сказав про сегодняшнюю ситуацию с направлениями буддизма, думаю, что следует перейти к истории развития буддизма. Здесь я попытаюсь изложить свои (и не только свои) мысли по поводу ранних направлений и их ответвлений, дойдя таким образом до 3-ого буддийского собора. Посмотрим что из этого выйдет.

 

Историчность Будды Гаутамы представляет такую же проблему, как и историчность Иисуса в христианстве. Запись буддийских сутр производилась на рубеже нашей эры, т. е. примерно 3-4 столетия сутры передавались только устным путем. Ко всему прочему, эпитет «Будда» (пробужденный) используется и в других религиозных направлениях индийского корня, например в джайнизме. Это вносит дополнительные сложности в определение исторического Будды.

 

Итак, начнем с вариантов датировки появления буддизма: верхнюю границу можно определить 6-5 веками, самую нижнюю — до прихода Александра Македонского.

 

Со времени известного индийского царя Ашоки (3 в. до н.э.) мы имеем эпиграфические надписи, в которых упоминаются данные о буддийских соборах (во время его правления был проведен 3-ий буддиский собор) и порицаются раскольнические движения внутри буддийской общины (намек на разделение на стхавиравадинов (направление старших) и махасангиков (большая община)). Таким образом, можно предположить, что тексты царя Ашоки являются ранним записанным буддийским каноном. По уже утвердившейся в истории традиции, мы имеем историю о стхавиравадинах, которые сохранили за собой учение Будды, и махасангиков, которые изменили некоторые правила (например, правило о запрете использования монахом золота и серебра у махасангиков не было). Но не все так просто. В текстах махасангиков мы видим ту же историю, но рассказанную немного иначе. У них говорится, что для изменения некоторых правил выделилась небольшая группа, которая предложила поменять правила. Однако изменения правил не произошло, так как большинство (т. е. махасангха) было не согласно, и в результате правила были сохранены. Скорее всего, определенные изменения происходили с обеих сторон.

 

В ранней, да и последующей истории буддизма проводились массовые собрания монахов, которые на язык европейской культуры можно перевести словом собор. На собраниях проводились заучивание сутр, сверялись основные пункты учения.

 

Первый буддийский собор. Про этот собор можно сказать немного. Прошел он, видимо, в 6-5 веках до н.э. (например одна из датировок — 542 г. до н.э) По традиционной истории собор проходил после Паринирваны (смерти и окончательного вхождения в нирвану) Будды. На нем было решено, что следует сохранить все монашеские правила, которые провозгласил Будда. В этом смысле интересны сутры, рассказывающие о Паринирване Будды. В них говорится, что Будда перед Паринирванной разрешил монахам сократить кое-какие второстепенные обеты. Быть может, это во многом повлияло на дальнейший раскол буддийской общины.

 

Второй буддийский собор прошел приблизительно через 100 лет после Паранирваны Будды. С ним такая же ситуация как и с первым собором. Данных немного, при описании приходится опираться на традиционные рассказы о соборе. На нем была поднята дискуссия о «10 пунктах» в изменении монашеского устава. Вот эти 10 пунктов:

1. Хранение соли в рожке.
2. Возможность кушать после полудня.
3. Возможность кушать однажды, но затем отправляться вновь за подаяниями.
4. Проведение церемонии Упосатхи (пострижение в послушники) с монахами, проживающими в одной местности.
5. Вынесение официальных заключение, даже когда собрание было неполным.
6. Следование определённой практике, поскольку таковая осуществлялась наставником.
7. Возможность употреблять простоквашу и творог после полудня.
8. Употребление крепких напитков до момента начала их брожения.
9. Использование покрывала неподходящего размера.
10. Возможность использовать золото и серебро.

 

На втором соборе также было принято решение не изменять монашеских правил. Через некоторое время после собора происходит явный раскол, и формируются два направления — стхавиравада и махасангика

 

Третий буддийский собор. Датируется примерно 250 годом до н.э. Он связывается с новой волной расколов в буддийской среде и с желанием царя Ашоки консолидировать общину. Собор принял решения о критике еретических направлений, расстрижении некоторых монахов. Помимо этого было принято решение о подлинной доктрине Будды, которая именовалась Вибхаджавада (учение исследования), а остальные буддийские направления признавались ложными. Интересно, что тхеравада считает себя частью Вибхаджавады.

 

После третьего формируются 18 направлений — Стхавиравадины, саунтрантики, вайбхашики, сарвастивадины, мадхъямики, локотаравадины и другие.

 

О большинстве этих школ нам известно не много, остались названия, но не описания их доктринальных особенностей.

 

ВСЕ буддийские соборы проводились при содействии правителей, царей. В этом есть сходства с христианскими соборами.

 

Из приведенных выше трех соборах можно вывести, что с начала буддийская община делилась по монашескому уставу, а потом к этому приписались доктринальные изменения.

 

Можно попытаться выделить общие моменты в различных школах. Есть две темы, которые схожи для всех направлений — это Четыре Благородные Истины и паринирвана Будды. Но уже с первой проповедью Будды получается сложная ситуация, т. к. они слишком разнятся, хотя и здесь есть общие темы.

 

Следует кратко пояснить, что такое Четыре Благородные Истины. Итак, вот они:

  1. Истина о страдании. Говорится о том, что все в мире есть страдание, что даже удовольствие в итоге тоже страдание.

  2. Истина о причине страдания. Причиной страдания являются наша жажда, влечение, привязанность к жизни.

  3. Истина о прекращении страдания, о нирване. Говорится о том, что тем не менее, существует состояние, в котором страдания больше нет, и это состояние достижимо.

  4. Истина о пути, ведущем к прекращению страдания, то есть о Благородном Восьмеричном Пути. Здесь дается путь, ведущий к прекращению страдания, состоящий из восьми частей: правильное воззрение, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение, правильные средства к существованию (образ жизни), правильное усердие, правильное памятование и правильное сосредоточение.

 

Пока что остановимся здесь, про последующее развитие буддизма будет рассказано позже.