Вы здесь

Полемика о женском монашестве в современном буддизме тхеравада.

 

       Как известно, монашеский  институт в буддизме появился еще при жизни Будды, и уже тогда сложилось две формы: мужское (бхиккху) и женское (бхиккуни). Тем не менее, институт женского монашества  сохранился не во всех буддийских традициях. Как нам известно, уже более 7 веков его не существует в южном буддизме. Женское монашество присутствовало в Шри-Ланке, например, в традиции именно с монахиней связана передача на остров ростка дерева Бодхи, под которым Будда Гаутама обрел просветление. В странах Индокитая традиции женского монашества как таковая не состоялась, есть лишь косвенные доказательства существования женского монашества на территории Бирмы.

       Современная монашеская культура Шри-Ланки во многом позднее находилась под влиянием  сохранявшихся в Сиаме, Бирме и других стран Юго-Восточной Азии  сангх (направлений) тхеравады. Если мужская община на Шри-Ланке была продолжена в полной мере, то женская общине, видимо, так и не удалось закрепиться в ланкийском обществе.

       На сегодняшний день, среди современного монашества тхеравады имеются разные точки зрения на эту ситуацию. Само начало этой дискуссии относится, по-видимому, к 1960-м гг., и это было связано с распространением на Западе тхеравады на уровне житейской практики. До этого вопрос поднимался лишь фрагментарно и на локальном уровне. Например, истории про отдельных женщин, пытающихся восстановить монашество и жить по монашескому женскому уставу.

       Импульс, активность по отношению к возрождению женской общины исходит из западного монашества при одобрении некоторых монахов из тран традиционного распространения тхеравады. Например, пострижение монахинь в свое время одобрил известный тайский монах Ачан Ча, представляющий традицию лесного монашества, с условием, что эти пострижения не будут производиться в самом Таиланде.

        Стоит сказать и о единичных женских монастырях в самих странах традиционного распространения тхеравады. Таковые монастыри имеются в Шри-Ланке и Таиланде.

       Требуется пояснить, что монашество разных стран проводит различную  политику в этом вопросе. Многое также связано с направлениями (никаи) внутри тхеравады. Отличительным признаком деления на никаи является соблюдение специальных монашеских правил.  Можно даже сказать, что мнение о легитимности женского монашества могут разняться и на уровне настоятелей монастырей. Ховоря о Шри-Ланке стоит помнить, что в культурном мировоззрении сингалов. Как упоминалось ранее, вожна фигура монахини, дочери индийского императора Ашоки (период правления приблизительно 3-2 вв. до н.э.). Место, где был посажен росток дерева Бодхи, стал местом паломничества. Это событие сыграло огромную роль для буддизма в Шри-Ланке.

        Cангха в Таиланде целостна. Это связано с централизованностью, попытками привязать сангху к государству. Вне территории Таиланда сангха также остается централизованной, но и она не избегает деления. Например, тхеравадинская община в Санкт-Петербурге, которая откололась как раз от официальной тайской буддийской общины. .

        Особенно интересен пример с Англией , т.к. там происходит раскол из-за женского монашества. Главную роль в этом сыграл монах Брахмавансо который на данный момент живет в Австралии и постригает как монахов, так и монахинь. Некоторых монахов подговаривают на откол от основной тайской линии на западе. В принципе это обычное явление, а для западного распространения тхеравады дело постоянное.

Следует подчеркнуть, конфликта как такового нет, если же ситуация становится критической, все стараются этого не замечать. Бывают правда случаи, когда в монастыри приезжают западные монахини, и монахи просто их не замечают (не здороваются, не разговаривают), как будто их нет. 

       Монахинями (бхиккуни) становятся самые активные приверженцы. При это женщинам приходится действовать наперекор устоявшейся линии невозможности воссоздания института женского монашества. Объясняется это тем, что традиция монахинь прервалась, соответственно некому провести пострижение новых монахинь.

Доктринально про это, видимо, ничего не сказано, поэтому есть несколько лазеек по восстановлению института монахинь, что и пытаются проделать.

 

      На сегодняшний день нельзя сказать, что пострижение монахинь является массовым явлением, скорее это редкое (маргинальное) явление. С другой стороны, нельзя не предполагать, что в дальнейшем оно получит дальнейшее развитие.

Важным фактором является влияние западного монашества на этот процесс.