Вы здесь

Нужен ли музей в XXI веке?

И в самом деле, тема данного эссе представляется довольно интересной и животрепещущей в наш быстроразвивающийся век, век Интернета и новых технологий. Тема интересна даже не в том плане, что именно мы знаем о музее, обособленном от постоянно ускоряющегося развития мира, а в том – как именно музей может быть вовлечен в эту схему. И вовлечен именно потому, что без него все равно обойтись не получится, не смотря на все его минусы. Музей в сознании обывателя можно сравнить с огромным линкором знаний – неповоротливым, грузным, непонятным во всех своих частностях. Приходящий в музей человек редко когда без экскурсии поймет, какие именно предметы он разглядывает, а порой ему в этом будет даже мало помощи музейного специалиста. Редкий человек, перед тем как сходить в музей открывает соответствующую литературу, стремясь расширить свои знания. И в тоже время – редко какой музей может предоставить ему доступное разъяснение к экспонатам, составляющее не просто отдельные фрагментарные подписи, а логическую цепь комментариев, иллюстрирующую тему музея. Все так – музей непонятен, даже если он нагляден. И все большее количество людей для того, чтобы получить новые знания скорее начнут поиск информации в глобальной сети, чем пойдут в музей. Ведь в чем-то это и логичней, и проще – на любую статью можно найти не одну и не две, а целый десяток иллюстраций, а, значит, глобальная сеть выигрывает в этом смысле у музея по наглядности и по информативности с огромным отрывом. Но стоит ли ставить на этом точку? Экспонирование части музейных коллекций является только одной из функций музейных организаций. Не боясь излишнего пафоса можно с легкостью заявить, что при любой погоде и в любое время года в музее проводятся исследования музейных предметов, происходят большие и маленькие, но, безусловно, ценные для науки открытия, заполняются и сохраняются бесценные строки нашей истории. Ведь одна из главнейших функций музея – сохранение культурного и исторического наследия.  Так стоит ли выбрасывать собственную историю? Шаг слишком опрометчивый и нерациональный. Да, пожалуй, музей, как дитя XVIII и XIX веков кажется старомодным, но любая система развивается, адаптируясь к новым условиям, и уже как первые ласточки появляются новые проекты усовершенствований, постепенно внедряющиеся в структуру, преображающие изнутри внешний вид и оставляя столь же ценным содержание. В конце-концов, эволюция Дарвина может распространяться не только на животный мир: если бы музей был не нужен и бесполезен – он бы уже вымер. С точки зрения логичности и рациональности – да, это все причины по которым нужен музей. Но так ли это на самом деле?... Что мы чувствуем, заходя в высокие залы, наполненные греческими статуями и тишиной? Трепет? А может быть – благоговение? Не просто формальную – но почти физическую связь поколений, связь с людьми которые смотрят на тебя глазами мраморных изваяний, королей и королев с холстов или с пожелтевших листков фотографий. И человек приходящий в музей не всегда приходит за знаниями, он может прийти просто для того, что бы побыть наедине с собой и с ними, теми, кого сохранило для истории искусство. И это все же значит, что вопрос о необходимости музеев можно закрыть с утвердительным «да, нужен», и вслед за тем открывается уже иная проблема - как его сделать доступным? Как сделать, так что бы посетитель хотел прийти и что бы он получал знания, на которые рассчитывает? Однако это тема уже для совсем другого эссе.