Вы здесь

Саркофаг супругов из Бандитачча VI в. до н. э. и краткая типология саркофагов.

 

Найден  в некрополе в Черветери (в связи с этим второе название – чета из Черветери). Хранится в Риме в музее виллы Джулия. Датируется примерно 520-530 гг.до н.э. Высота саркофага — 114 см, длина — 190 см. Саркофаг выполнен из терракоты. Предназначался для захоронения путем трупоположения.

Скульпутная крышка саркофага супругов из Бандитачча  VI в. до н. э.

Скульптурное надгробие представляет собой изображение четы умерших, мужа и жены, в положении полулежа, с опорой на подушки: «муж и жена полулежат на мягкой подстилке, опираясь локтями на подушки. Мужчина ласково положил правую руку на плечи женщины, прижавшейся плечом к его груди»* .

Жесты предполагают, что в руках у статуй находилось что-то – вероятно  погребальные атрибуты.
Саркофаг выполнялся по частям и впоследствии был соединен. Ложе и фигуры разделены пополам, в композиции присутствуют мелкие и крупные отверстия для выхода пара во время обжига полых глиняных фигур и деталей (уголки подушек, тыльная часть головы). Ранее был расписан.
Декор в композиции минимален: возвышение ложа  визуально поддерживает пилястрой с ионической капителью, фигурные ножки украшены ранее раскрашенными пластинами. Поверхность ткани покрывала не декорируется, зато передана реалистичность складок и подушек. Женская фигура дается более  украшенной (косички)  и тонкой, что делает мужскую фигуру более монументальной.

Лица даются обобщенно – миндалевидные глаза, приподнятые  в улыбке уголки губ, гладкая фактура лица.
Вторая часть саркофага, с ногами погребенных, укрытых пледом,  дается менее реалистично. Начиная от талии пропорции  и анатомическое строение изображаемых искажаются. Из-под украшенного бахромой пледа выглядывают ноги женщины в остроносых туфлях и босые ноги мужчины. Это свидетельствует о концентрации внимания мастера на фигурах  и лицах умерших.

Чувствуется связь со скульптурой Древней Греции и искусством Малой Азии, в частности на это указывают архаические улыбки статуй и общая трактовка лица,  форма ложа, заплетенные косы, миндалевидные глаза. Проследить связь этруских саркофагов с этруской скульптурой можно на примере типологисекого ходства саркофага с терракоторой скульптурой Аполлона из Вей V в.до н.э.: сходная фактура, архаическая улыбка, реализм общего силуэта, при схематизме и минимализме частных деталей.

Аполлон из Вей VI до н. э.

Памятник создавался в эпоху зрелой архаики, то есть в VI – V в до н.э. В этот период достигают наивысшей точки развития этрусские полисы, становящиеся главенствующей силой в центральном Средиземноморье.

В искусстве в этот период следует отметить окончательное сложение  этрусского типа храма, сочетающего в себе традиционные и привнесенные, греческие традиции.  Храмовое строительство этого периода до нашего времени почти не дошло, разве что в виде остатков фундаментов, однако,  архитектуру в целом может представить гробницы, с крупными, просторными камерами, в которых «появляется система  аванкамер, боковых ниш для помещения саркофагов»  .
Для полноты представления об искусстве этрусков, и, в частности, об их прикладном искусстве, необходимо кратко рассмотреть еще одну тему - проблему заимствования греческого образца – куроса и коры. В этрусском искусстве это выражается в гипертрофии,  несоответствие в сочетании ног и головы. При попытке использования чужого образца возникла не только проблема типологии, но так же проблема перехода из материала в материал – из камня в терракоту, которая использовалась в Этрурии в большей степени чем камень. Использования образа применимого изначально к иному материалу с иными физическими свойствами привело, в конечном счете, к приспособлению образа. Это можно рассмотреть на примере саркофага супругов – в Греции не практиковалось использование саркофагов, более того скульптурное наследие Древней Греции не имеет к саркофагам никакого отношения, о чем еще будет сказано ниже. Однако этруски использовали греческий образ в соединении с собственными религиозными нуждами и с учетом особенностей материала. Терракотовый саркофаг не мог быть выполнен цельным, и в тоже время, технический процесс должен был предусматривать наличие дырочек для выхода пара и т.д. В результате формировался собственный образ (полулежащее положение фигуры, совмещение малоазийских (миндалевидные глаза) и древнегреческих черт (декора)) и собственная область применения (кроме статуй божеств и украшения зданий храмов, это уже упомянутые саркофаги и канопы).

Итак искусство этого периода в целом носит иной характер и практически полностью, так или иначе, связанно с погребальной традицией, в этот период выражающей более радость жизни, чем ужас смерти. Это подтверждает идею  о связях с искусством Древнего Востока,  для которого эти черты были характерны.  

Этруские саркофаги существуют еще с VI в. до н.э. и практически до момента полного растворения культуры этрусков в римской культуре, т.е. до I в. до н.э. Он напрямую имеет отношение к представлениям этрусков о загробной жизни. Поскольку у этрусков было два варианта погребения (кремация и трупоположение), то соответственно существуют два вида погребальных объемов – канопы и саркофаги, которые связаны между собой передачей общей идеи и традицией изобразительного искусства. Не смотря на общее стремление к обобщению, в канопах того же периода чувствуется  стремлении передать частные черты покойного.

Естественно, что не все саркофаги в истории искусства имели скульптурные завершения, однако, все они имеют общее происхождение.
Традиции изображения умерших, в том числе скульптурные надгробия, как специфическая часть искусства корнями уходит в искусство древнего востока.  Модифицированное, адаптированное и переосмысленное в культуре этрусков культуре, искусство изображения умерших мы можем встретить еще в традициях Древнего Египта – в качестве саркофагов правителей из камня и дерева, некоторые из которых украшены золотом и драгоценными камнями (саркофаги-ящики, иногда с закруглением в головах и саркофаги антропоиды – саркофаг Тутанхамона приблизительно 1333-1323 годов до н.) и скульптурного изображения, в которое должна была возвращаться душа умершего. Саркофаги так же могли быть украшены изображением даров и иероглифическими формулами, в том числе – именем умершего. Саркофаги в форме тела обычно украшались ожерельем на груди, остальная часть была украшена крыльями, защищающими тело покойного.  Изображение лица в таком случае на крышке саркофага давалось схематично, ключевое значение в узнавании душой своего тела было имя, нанесенное на саркофаг.

Саркофаг Тутанхамона, 1333-1323 гг. до н.

Помимо этого известны саркофаги малой Азии -  каменный саркофаг царя Ахирама из Библа X в.  до н. э.

 

Саркофаг Ахирама из Библа X в.  до н. э.

 

В контексте этрусской культуры мы встречаем уже совмещение скульптуры с саркофагом, объединявшим в себе погребальные функции –  объем для тела умершего и его посмертное изображение. Положение статуи, в соответствии с этим, умершего изменилось – вместо сидящей или стоящей фигуры появляется полулежащая, расположенная на крышке саркофага. Крышка в таком случае превращается в ложе, вероятно пиршественное.
Этрусский саркофаг имеет определенную связь с урнами, поскольку части урн имитировали саркофаги – небольшой объем для праха был выполнен в виде ящичка, сверху накрывавшегося крышечкой с полулежащей статуэткой умершего.
В этруской традиции встречаются саркофаги парные (встречаются достаточно часто – этруский саркофаг из Лувра VI в. до н.э., саркофаги некрополя Монтероцци  VII в, до н.э., саркофаг из пиперина из Вульчи IV-III в. до н.э.), и непарные. Помимо этого существует ряд саркофагов с изображением помимо покойного женщины-воплощения смерти – Ванф.  Этруские саркофаги изготовлялись в основном из терракоты, хотя так же иногда использовались камень и бронза. В изображении чувствуется обобщенность черт лица, но реализм общих поз и силуэта.

Саркофаг из Лувра VI в. до н.э.

Саркофаг из Вульчи IV-III в. до н.э.

Тесная связь изобразительной традиции саркофагов и каноп легко выявляется при рассмотрении каноп из музея Гварначчи в Вольтере II в. до н.э.: так же полулежащая фигура на крышке, однако если в саркофагах существует гипертрофия ног, то в урнах - гипертрофия головы (связанно с небольшими размерами погребального объема).
Так же мы имеем представление об одиночных саркофагах, например о саркофаге Ларции Сейянти II в. до н.э. Здесь можно увидеть перемены, случившиеся за три века  - большая натуроподобность фигуры покойной в сравнении с более ранними саркофагами,  исчезновение архаической улыбки, при сохранение позы.

Греческие саркофаги появились позже, в александрийскую эпоху. Примером может служить  каменный саркофаг самого Александра Македонского.  Возникновение этой традиции у греков связанно, скорее всего, с походами Александра на восток, чем с контактами с этрусской культурой, хотя  такая и существовала. Особенности древнегреческого саркофага заключаются в  его «архитектурности» - саркофаг, украшенный рельефом, часто преподносился похожим на здание храма с крышкой виде двускатной крыши, фризом и фронтоном.

Саркофаг Александра Македонского, IV в. до н. э.

Римский саркофаг перенимает традиции и этруские, и греческие– встречаются и саркофаги со скульптурным завершением (саркофаг IIIв.  из Ашкелона) и архитектурно расчлененные гробницы в виде храмов. Наиболее часто использованными материалами были трахеит и мрамор, боковые стенки и крышки могли украшать фигуры мифологических персонажей. Скульптурная часть  крышки отличается меньшей обобщенностью и является более близкой к натуре. Так же говоря о римских саркофагах стоит упомянуть саркофаг  с мифом о Федре и Ипполите, III в. н.э., саркофаг со сценой битвы Греков с Амазонками II в. н.э.

 

Саркофаг  с мифом о Федре и Ипполите, III в. н.э.

Саркофаги христианские, напрямую происходящий от саркофагов римских, в начале мало чем отличался от последнего – они повторяли орнаментацию, устранялись только изображения, напрямую противоречившие христианскому мировоззрению. Однако со временем они начинали украшаться сценами из Ветхого и Новых Заветов (мраморный саркофаг с изображениями Доброго пастыря. IV в. Рим, катакомбы Святого Каликста).
Христианская культура, преемственная римской языческой культуре, вплоть до XVI века поддерживает  традиции саркофагов. Ранними образцами христианских саркофагов без скульптурного изображения умершего являются саркофаг Константины ок.359г. и саркофаг Елены, ок.330г, выполненные из камня и украшенные рельефом.

 

Саркофаг с изображениями Доброго пастыря. IV в.

Кроме того, в Средневековье часть римских саркофагов использовали вторично (саркофаг с изображениями подвигов Геракла, 160 г. мрамор. Рим, Вилла Боргезе), что уберегло их от разрушения и свидетельствует  об определенном упадке искусства создания саркофагов.

В эпоху средневековья традиция саркофагов способствует появлению жизана. Изображение скульптуры покойного в горизонтальном положении со сложенными на груди в молитвенном жесте руками.Уделяется вниманием деталям, и в тоже время в эпоху среднекевосья снова ничается чувствоваться определенный схематизм. Часть ранних скульптурных крышек трактуется как вертикальная статуя, прислоненная к стене, в связи с чем характер складок одежды расположен неправильно по отношению к горизонтали пола.

Саркофаг, являвшийся прерогативой высших слоев общества, развивался в разных культурах длительное время,  вбирая  в себя разные элементы и изменяясь в зависимости от эпохи.
 

* Искусство этрусков. Соколов Г.И. М., 1990. С 139.

** Искусство этрусков и Древнего Рима. Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. М., 1982. С.29.