Вы здесь

Выставка "Азъ есмь". Скульптор Александр Соколов.

Иллюстрация – Александр Соколов //сост.  Богуславская Л., Чириков И., 2011. – С.101.

*Заранее хочу сказать, что мой стиль написания и цели кое-где будут отличатся от стиля и целей Пушистого Зла.

Но не будем отвлекаться. Для начала о самой выставке.

Выставка проходит 21 сентября - 31 октября 2011 в Московском музее современного искусства. Если конкретней - в его отделении что на Петровке 25 (м. Чеховская, Тверская, Пушкинская) - http://www.mmoma.ru/exhibitions/petrovka/aleksandr_sokolov_apofigej/ Вход, как ни печально, в это отделение музея - платное даже для студентов - 150 р.

Посвящена творчеству Александра Соколова (1941-2009гг.), скульптора, прожившего, судя по всему, длинную и более чем насыщенную жизнь. Его скульптуры - ироничные, временами - саркастические и такие настоящие - привлекают внимание. И не в последнюю очередь тем, что их МОЖНО ТРОГАТЬ, с ними можно играть, они издают звуки, напоминают какой день недели...  Не похоже на стандартное представление о музее, правда?

Автор, начавший выставляться только в 90х годах и чье творчество определенно имеет связь с авангардизмом и пост авангардизмом, тяготел к двум разным сферам 1) к конструктивизму - судя по тому что можно увидеть, формой, объемом и материалом автор мог объяснить всё  (да-да, вот таким материалом, с трещинками, с царапинами и выбоинами... По этому его скульптуры и настоящие - слишком уж они не похожи на своих вылизанных гладеньких собратьев); 2) к абстракционизму - в это "всё" включается очень много чисто субъективных понятий борьбы, сопротивления, глубоких эмоциональных переживаний...

Пять или шесть залов, скульптуры из метала, камня и железа, соединенных в одну композицию. Фактически его работы объяснить нельзя. Здесь, как в принципе и в любой сфере деятельности, каждый понимает "в меру своей испорченности". Их надо увидеть, еще лучше - потрогать.

«В отношении Соколова неверно говорить о запоздалом признании. Признания ждет и ищет слабый, а он был из иной категории. Он все знал – про себя, про жизнь, про искусство. В случае детей про таких говорят «индиго», а в случае взрослых, наверное, «Мастер» или «Человек». И то и другое – с большой буквы. Само его творчество не приспособлено к сиюминутному потреблению, а будто изначально задавалось для истории искусства. Оно слишком фундаментально для актуальности и под стать историко-художественным параллелям».[1]

Знаковой скульптурой выставки является «Азъ есмь» - сложная конструкция из каменных блоков, водопроводного вентиля, деревянной плиты с резьбой по грани… Что она символизирует?... Как сказала Л. Богуславкая, куратор проекта - «нас давят, а мы все равно существуем».

Стоит ли идти?... Я бы сказала что стоит. Соколов - представитель как раз той культуры, которая пережила ограничение творческой реализации, развал Союза,  90е... В музыке эти люди занимались роком. Это - тот же взгляд на жизнь, облеченный в физическую форму: настоящие чувства, смеющиеся над лозунгами и шаблонами, настоящие мысли,  отличающиеся от стандартного мышления. Его искусство, такое странное и непонятное, может вызывать очень разные ассоциации у посетителя, разные оценки и хорошие, и плохие в частности. Но какими бы приемами не пользовался автор - за его работами видна Личность. Приходите с ней познакомится.

До следующего раза. Удачи.

Irinne.

 

Литература:

  1. Александр Соколов //сост.  Богуславская Л., Чириков И. – М.: Polstar, 2011. – 160 с.

 


[1]  Холмогорова О. Искусство всерьёз// Александр Соколов. 2011. С.3.