Вы здесь

Икона Святого Георгия из Успенского храма Московского Кремля

Житие. Греческие сказания:

Согласно житию, святой Георгий родился в III веке в Каппадокии в семье христиан. Поступив на военную службу он, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из любимцев императора Диоклетиана. Его мать скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство. Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан, он, будучи в Никомидии, раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином, его арестовали и стали пытать.

В 1-й день, когда его стали толкать в темницу кольями, одно из них сломалось чудесным образом, словно соломинка. Затем его привязали к столбам, а на грудь положили тяжелый камень На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счёл его мёртвым, но вдруг явился ангел, и Георгий приветствовал его, как это делали воины, тогда император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились. Затем его бросили в яму, где была негашёная известь, но и это не повредило святому. Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали целыми. Его заставили бежать в раскалённых докрасна железных сапогах (вариант — с острыми гвоздями внутри). Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором. Его избили плетьми (воловьими жилами) так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцелённым. На 7-й день его принудили выпить две чаши со снадобьями, от одной из которых он должен был лишиться разума, а от второй — умереть. Но они не повредили ему. Затем он совершил несколько чудес (воскресил умершего и оживил павшего вола), что заставило многих обратиться в христианство.

Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от Христа. После безрезультатных уговоров отречься и принести языческое жертвоприношение, его приговорили к смерти. В эту ночь ему во сне явился Спаситель с золотым венцом на голове и сказал, что его ожидает Рай. Георгий тот час позвал слугу, который записал всё сказанное (один из апокрифов написан от лица именно этого слуги) и велел после смерти отвезти своё тело в Палестину.

Легенды о святом Георгии излагал Андрей Иерусалимский, Григорий Кипрский. В традиции Византийской империи существует легендарная связь между Георгием Победоносцем и святыми воинами Феодорами — Феодором Стратилатом и Феодором Тироном.

Апокрифические тексты:

• Венский палимпсест (V век)

• «Мученичество Георгия», упоминаемое в Декрете папы Геласия (ранняя редакция конец V — начало VI веков). Геласий отвергает акты мученичества святого Георгия как еретическую фальсификацию и относит Георгия к святым, которые более известны Богу, чем людям

• «Деяния Георгия» (Нессанские отрывки) (VI век, найдены в 1937 году в пустыне Негев).

Апокрифическая агиография относит мученичество Георгия к правлению легендарного персидского царя Дадиана. Эти жития сообщают о его семилетних мучениях, троекратной смерти и воскрешении, о забивании в его голову гвоздей и т. п. В четвёртый раз Георгий умирает, усечённый мечом, а его мучителей постигает небесная кара.

Чудеса святого Георгия:

Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьем змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.

Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна — церковь, змей — язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием». Считается, что мощи святого Георгия в настоящее время находятся в греческой церкви в израильском городе Лод, а глава хранится в римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро. В Древней Руси великомученик Георгий был одним из самых почитаемых святых. Георгий считался покровителем военного сословия, и его культ изначально сложился в княжеско-дружинной среде, но постепенно почитание святого стало на Руси общенародным.

Сложившийся в княжеских верхах культ Георгия-воина среди простого крестьянского люда был переосмыслен: Георгий стал восприниматься как защитник от змей и небесный покровитель домашнего скота. В народной культуре восточных и южных славян, сохранивших пережитки языческой картины мира, было принято на Юрьев день обходить с иконой св. Георгия скот, чтобы оберечь его от болезней и, главное, от нечистой силы. В Тверских землях, например, знахарь клал в решето икону святого воина, косу и замок с ключом, а себе за пояс засовывал топор и трижды обходил стадо против часовой стрелки справа налево, чтобы оттолкнуть нечистую силу. Потом знахарь читал заговор, обращенный к Георгию, дабы уберечь скот от огня, воды, лютого зверя, ползучего змея и других опасностей. По окончании этого ритуала двое его помощников стреляли из ружей. У восточных славян был также распространен обращенный к святому заговор на охрану скота против волков, так как волки считались собаками Георгия.

Одним из древнейших сохранившихся образов св. Георгия на доске является икона Успенского собора Московского Кремля. Икона некогда стояла в левой части местного ряда иконостаса, а сейчас располагается на солее . Откуда, когда и как икона попала в Успенский собор, остается неизвестным. Образ Георгия, датируемый XII веком, выполнен на обороте иконы «Богоматерь Одигитрия», под поздними записями которой лежит живописный слой высокого качества, относящийся к XIV столетию, а под ним сохранился еще более ранний слой, неизвестной степени сохранности. Предполагается, что и Георгий, и Богоматерь были написаны одновременно. Размеры иконы чрезвычайно велики — 174 х 122 сантиметра; поскольку изображение святого поясное, его фигура полностью была бы в два раза больше человеческого роста.

Письменные источники не дают никаких сведений о столь значительной двусторонней иконе. В. Н. Лазарев на основании иконографических признаков отнес ее к Новгороду и датировал второй половиной XII века, а также высказал предположение, что ее заказчиком был сын Андрея Боголюбского — Юрий Андреевич, княживший в Новгороде с 1174 по 1176 год. Икона, по версии Лазарева, была вложена молодым князем в Георгиевский собор Юрьева монастыря. Вскоре после этого Юрий Андреевич венчался на грузинской царице Тамаре и покинул Русь. Затем, во времена опричнины и разгрома Новгорода войсками Ивана Грозного, икона вместе с другими образами была вывезена в Москву и помещена в кремлевский Успенский собор. Эта гипотеза, не имеющая документального подтверждения, стала общепризнанной точкой зрения в советской истории иконописи.

Н. А. Демина выдвинула другую версию, так же не подтверждая ее источниковым материалом. По стилистическому подобию она сближает «Георгия» с мозаиками и фресками Софии Киевской, предположительно датирует икону XI — началом XII века и относит ее к киевскому кругу памятников, идейно близких Владимиру Мономаху и его окружению. Возможно, икона „Богоматери“ с „Георгием“ на обороте была перенесена из Киева во Владимир в княжение Юрия Долгорукого, почитавшего своего покровителя Георгия, а оттуда в Москву в связи с построением Успенского собора митрополитом Петром как родовая икона Мономаховичей. Эта точка зрения не получила широкого признания.

Древняя живопись иконы имеет хорошую сохранность (есть небольшие утраты живописи на лице, фоне и одежде в нижней части иконы), которую обеспечило, то, что длительное время образ Георгия был покрыт сплошной тёмно-коричневой покраской, от которой её раскрыли только в 1930-е годы. Юный Георгий на кремлевской иконе прекрасен. По-юношески нежный лик Георгия со свежим румянцем имеет правильную овальную форму, волосы изображены коричневыми и густыми. Глаза святого изображены большими. Он озарен духовным светом. Георгий показан отнюдь не как Победоносец, но скорее как мученик и страдалец за веру. Об этом говорят жертвенные красные тона в его одеянии: темно-алый с золотым орнаментом плащ, занимающий большую часть доски и блекло-киноварные пластинчатые доспехи. «В правой руке он держит копьё, а в левой — меч, который он выставляет как бы напоказ, подобно драгоценной реликвии» . У меча крестообразная рукоять, которая заменяет мученический крест. Известно, что меч играл у славян особую роль. «Его рассматривали как военную эмблему Руси и как символ власти, в частности княжеской власти» . Из этого следует, что икона была заказана каким-то князем в качестве иконы соименного святого. Образ святого заполняет все поле иконы, и его руки вплотную касаются обрамления, что усиливает ощущение мощи его фигуры. Большое значение художник предал достоверности изображения доспехов и оружия (так, на пластинчатой броне изображены места скреплений каждой из пластин). Этот древний образ Георгия уникален: в нем превалирует идея мученичества святого, тогда как в последующие эпохи утвердится представление о Георгии как о блистательном воине, дарующем воинскую победу и славу.

Список литературы:

1. Демина Н.Е. Отражение поэтической образности в древнерусской живописи // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. — М., 1972.

2. Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. М., 1969. 3. Лазарев В.Н. Новый памятник станковой живописи XII в. и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве // Византийский временник. Т. VI. 1953.