Вы здесь

Редкие музыкальные инструменты Западной Европы 16 века: Спинет-бюро из Фландрии, 1593 год

Введение

Без сомнения наш век – является веком реконструкций и фантазий, основанных на историческом материале. Костюмированные экскурсии, проходящие в Коломенском[1], и такое явление, как стимпанк[2], служат ярким тому подтверждением.

Может ли реконструкция быть полезной в музейном деле? Безусловно: она помогает визуализировать эпоху, привлечь зрителей, самому увлечься тем, что ты делаешь, ведь приятно попробовать себя в роли не только экскурсовода, но и, в какой-то мере, актёра. Возможно, поэтому на воссоздании построек, интерьеров, костюмов никто уже не останавливается – еда, культура питания[3], манеры, музыка являются такими же атрибутами эпохи, как и всё вышеперечисленное. Приятно, что их не обходят вниманием, в особенности музыку[4].

С одной стороны, музыкальное произведение может быть сыгранно на современных музыкальных инструментах – и ничуть от этого не потеряет, с другой стороны,  музыкальное произведение, сыгранное на том инструменте, на котором оно могло впервые исполняться – способно показать эпоху во всей полноте, вдохновить человека на какие-то будущие свершения. Наконец, редкие музыкальные инструменты вполне реально использовать в современном творчестве, хотя бы для поисков нового звучания или придания соответствующего колорита. Этим и объясняется актуальность данного исследования.

Объектом исследования в данной работе являются редкие музыкальные инструменты Западной Европы 16 в., конкретнее – спинет-бюро из Фландрии, 1593 г. изготовления.

Целью настоящей работы является источниковедческий анализ данного спинета.

Задачи, выбранные в соответствии с темой и целью работы: дать характеристику источника, охарактеризовать время, в которое он создан, поднять проблему авторства и бытования источника, попробовать интерпретировать источник и описать его с точки зрения информативности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

В первой главе рассматривается всё, что связано с источником (создание, авторство,  бытование). Во второй главе даётся интерпретация и анализ содержания источника.

Источником для написания работы послужил спинет-бюро из Фландрии (1593 г.). Интересна ситуация, в которой на данный момент пребывают спинеты: их в принципе сохранилось не так уж много, а спинетов-бюро и того меньше: я обнаружила в коллекции ГЦММК им. Глинки всего два экземпляра (об одном из которых и пишу в данной работе) и ещё один в собрании музея Виктории и Альберта в Англии.

При написании работы были изучены монографии, учебные пособия и Интернет-ресурсы, посвящённые истории Фландрии, истории музыки в целом и истории музыкальных инструментов Европы в частности,  использовались аналитический и синтетический методы работы.

В  историографии тема истории музыкальных инструментов выражена неярко – основоположника данного направления определить довольно трудно, самое раннее издание (Геникэ , 1896 г..) было обнаружено в читальном зале ГЦММК им. Глинки, а самое позднее относилось к 1991 г. (Еременко).

Литературу, привлекавшуюся для написания данной работы можно разделить на две группы. Первую группу составляют учебные пособия и монографии, помогавшие реконструировать картину создания  и бытования источника, к ним относятся: «Нидерландская революция» Пирена[5],  «История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения»[6]  - коллектив авторов, «История Испании. Том 2»[7]. Все эти работы рассматривают политическую, социальную и культурную историю Нидерландов и Испании.

Вторая группа включает в себя работы, способствующие интерпретации и анализу источника: «Дизайн. История и теория» Ковешниковой[8] (учебное пособие, дающее описание основных признаков ренессансной мебели и дающее общее представление о музыкальной культуре 16 в.), «Всеобщая история искусств. Том 3.»[9] (обе работы являются учебными пособиями и дают представление о стилях в искусстве, бытовавших в Европе в разное время) , «Антиквариат – самая полная история антиквариата»[10], «Стили мебели» Кеса[11] (представляют собой исследования стилей мебели разных эпох, поднимают саму проблему определения стилей мебели и датировки предметов мебели, обе работы официально не являются источниковедческими, но затрагивают вопросы интерпретации и анализа источников в процессе их изучения и датировки, также издание даёт описание спинета), «Музыка от ледникового периода до века электроники» Еременко[12] (даёт информацию о происхождении спинета, описывает спинет и его место в музыкальной культуре), «Фортепиано в прошлом, настоящем и будущем: очерки по истории струнных клавишных

инструментов»[13]  Зимина (даёт описание спинета и рассказывает об основных чертах его декора в 16 в.),«История фортепиано в связи с историей фортепианной виртуозности и литературы, с изображением старинных инструментов» Геникэ[14] (наверное, является одним из самых ценных трудов для данного исследования, т.к. вместе с происхождением, историей описанием спинета и способов его использования приводит ряд известных композиторов Возрождения и подробную картину музыкальной культуры того времени) и, наконец «Неполная и окончательная история классической музыки» Стивена Фрая[15] – подробное рассмотрение музыкальной культуры (с древнейших времён до наших дней).

Настоящая тема (а именно спинеты-бюро да и спинеты вообще) не вызвала особого интереса среди учёной общественности – они, как отдельный важный предмет, не упоминаются в статьях и книгах по истории музыкальных инструментов, посвящённый спинетам абзац можно найти разве что в книгах по истории мебели. 

1. Фландрия – графство Нет-И-Не-Было?

Фландрией называли графство, исторически причисляемое к Нидерландам (см. рис.1 и рис.2). Первые упоминания о нём относятся к VII в., а название его происходит от фрисландского  глагола «бежать» -  «vlieden». Графство, имея выгодное прибрежное положение и возможность выбирать себе сюзеренов (в основном Англию или Францию), расширялось и процветало, однако с появлением крупных средневековых держав его просто «зажало» между ними, в самом сердце Европы. Впрочем, даже тогда положение Фландрии не было так плачевно, как во время Возрождения и Раннего Нового времени (16 – начало 17 в.).

Испанские Нидерланды         Карта Фландрии

Дело в том, что с начала 16 в. Фландрия находилась под испанским господством (причём фламандцы беднели, а испанцы богатели), так что испанская культура сильно на неё повлияла. Помимо Испании Фландрия контактировала с Нидерландами (не Испанскими), Германией, Францией, через Францию шло английское влияние, а через Испанию и Южную Германию – итальянское.

Впрочем, несмотря на многообразие влияний и обилие взаимоотношений, музыкальная культура во времена Возрождения разнообразием не блистала.

В начале века музыка и всё, с ней связанное оберегалось Церковью и сохраняло средневековый оттенок. Музыкальная культура – высокая музыкальная культура – была представлена в основном мессами, и первые подвижки в сторону большего раскрепощения музыкальной культуры были сделаны лишь в первой четверти 16 в. Жоскеном Депре, который «позволил себе отпустить волосы подлиннее»[16] т.е отказался от строгих правил и канонов в пользу динамичности и живости музыки. Затем до второй половины века всё будто бы замерло, однако где-то в глубине шёл очень важный процесс: церковные деятели целенаправленно писали музыкальные партии, потихоньку отходя от главного постулата церкви касательно музыки, а именно «МУЗЫКА = ПЕНИЕ»[17]. Таким образом, к 1550-м наконец-то выкристаллизовывается инструментальная музыка.

Во второй половине века её продвижению способствуют в основном монархи Западной Европы, желающие утвердить светское государство и себя в качестве главных его правителей. Короли и королевы танцуют, поют, смотрят спектакли, музыкальная культура приобретает элитарный характер – теперь только пения или только музыки недостаточно. Масштабным симбиозом первого и второго становится опера – «Дафна» Пери, «Орфей» Монтеверди и т.д.. «Малый» симбиоз голоса и аккомпанемента представляют собой мадригалы – самый популярный жанр песни при дворах разных стран. Тот же Монтеверди написал целый их сборник. Аккомпанировать себе при пении мадригалов полагалось на лютне – самом популярном инструменте Возрождения. Впрочем, овладеть лютней дано было не каждому, а вот спинет – второй по популярности инструмент 16 в. был проще в обращении и играть на нём можно было то же самое.

Спинет –струнный клавишный  «горизонтальный инструмент поперечного фомата»[18] , породивший клавесин – новую веху в развитии музыкальных инструментов. Однако и у него обнаруживались недостатки: «Спинет и виргинал были в большом употреблении до конца 17 в., но годились только для комнатной музыки и аккомпанемента пению»[19]. «Комнатная музыка» в 16 в. удел богатых женщин, принимающих у себя общество, стремящихся блеснуть элегантностью и оригинальностью, поэтому «спинеты делались самой разнообразной формы, величины и звукового объёма; наименьшие из них делались даже в форме рабочей швейной шкатулочки с отделениями внутри для иголок, ниток, булавок и рукоделья, они богато украшались живописью, резьбой, инкрустацией и драгоценными камнями»[20], так что спинет, благодаря многообразию форм и размеров, выполнял ещё и представительскую функцию.

1.2 Когда автор неизвестен

Мастер, изготовивший спинет-бюро в 1593 г. доподлинно неизвестен, но основываясь на предыдущей главе, мы уже можем ответить на ряд важных вопросов. Этот человек жил во Фландрии во времена испанского господства, скорее всего, он считал себя фламандцем (не голландцем или бельгийцем) и нёс весь тот исторический багаж Фландрии, которым она обладала ещё недавно. Плюс ко всему, к концу 16 в. наконец прекратились гонения на протестантов, и логично будет предположить, что наш автор был католиком или стал католиком, потому что не переехал в Голландию, как это тогда сделали протестанты. Работал он на заказ, делал инструменты или мебель, а может и то и другое (спинет по конфигурации инструмент довольно простой, к тому же мастера 16 в. для продуктивной работы должны были обладать универсальным талантом – мебельщика, резчика, художника[21]). Также этот мастер наверняка был не очень молодым, но и совсем не старым, т.к. был способен совмещать в своей работе разные модные влияния: спинет украшен скорее в испанском стиле, но сама форма – спинет-бюро – говорит о нидерландской практичности или даже об итальянских спинетах с потайными ящичками. За свою работу он мог бы получать хорошие деньги: спинет-бюро с резьбой и инкрустацией удовольствие дорогое, однако фламандская знать к концу века такое позволить себе уже не могла. Из чего следует, что заказчиком был испанец, вернее испанка - музицировали в основном женщины, а совмещение спинета и бюро говорит о том, что заказчица как минимум планировала выезжать на природу и наслаждаться музыкой там.

1.3 Муки творчества: возможные обстоятельства создания источника

О причинах, побудивших фламандского мастера в самом конце 16 в. создать довольно дорогой-спинет бюро, можно с определённой долей уверенности сказать лишь одно: они были драматическими.

Фландрия обескровлена испанским владычеством, местная знать бедствует, а чиновники-иностранцы (и просто приближенные к испанской короне люди) благоденствуют. Фламандцы, в своё время пролившие немало крови за Филиппа II, потихоньку начинают смотреть на захватчиков с ненавистью. В таких непростых условиях нашему автору поступает заказ от испанца. Как фламандец, этот человек наверняка сопротивляется новой работе, однако как мастер и существо, которое не намерено умирать с голоду, он за него берётся. Ему нужно представить продукт, удовлетворяющий испанскому вкусу и в то же время выразить себя самого, так что за изящной резьбой и сложной инкрустацией, возможно, скрывается личная трагедия.

1.4.  Путушествие из Нет-И-Не-Было: возможная история бытования источника

Об истории бытования спинета-бюро из коллекции ГЦММК им. Глинки информации не так уж много, и она довольно неравномерно распределена по шкале времени. Так с 16 по 18 вв. инструмент фактически пропадает из виду, в 19 в. неожиданно обнаруживает себя и даёт всего две зацепки: «реставрировался в 1855г.» и «принадлежал Кочубею В.П.». В 20 веке спинет-бюро утверждается в собрании вышеуказанного музея (но как именно, опять-таки, узнать не представляется возможным, даже паспорт на экспонат не даёт такой информации). Именно поэтому история бытования источника здесь указана как «возможная».

Фламандский спинет-бюро, вероятно, оставался у «страны-производителя» до 1713 г., когда Фландрия стала французской в результате борьбы за испанское наследство. Уязвлённые испанцы (вместе с владельцем спинета) могли уехать на родину, в Испанию. Испания, в свою очередь, в 18 в. жила относительно спокойно до французского вторжения, которое пришлось уже на начало 19 в. (об этом очень хорошо пишет Фейхтвангер в своём произведении «Гойя»). Спинет как очень дорогая и красивая вещь, вероятнее всего, был похищен и вместе с остальными трофеями и отправлен во Францию. Всё, поступающее из Франции, в 19 в. в России очень ценилось, так что «Кочубей В.П.», выписывая что-либо, скажем, из Парижа (или побывав там) мог приобрести и этот спинет.

Упомянутый «Кочубей В.П.» - это Виктор Павлович Кочубей, видный государственный деятель конца 18 – первой трети 19в., который действительно был во Франции в самом начале 19 в. Богатый помещик, владеющий несколькими именьями, дворянин, он мог позволить себе траты.

К Кочубеям в принципе благоволила царская фамилия: Виктор Павлович был вхож в интимный круг Екатерины II, являлся членом негласного Комитета Александра I, его дом часто посещала великая княгиня Александра Фёдоровна, жена Николая I. В их владении находилось имение в Диканьке, Батуринское имение, дом на Моховой, затем дом на Фонтанке, участок в Царском селе был дарован им Александром I. Принимая у себя столь высокое общество, Кочубеи не могли быть чужды искусству и принятым в их кругу развлечениям: все их жилища отличались хорошим вкусом, жена Виктора Павловича обожала музыкальные и танцевальные вечера.

Михаил Викторович Кочубей, следуя примеру отца, тоже сделал состояние. Правда, основано оно было не на придворной карьере, а на золотопромышленной акционерной компании для промысла в Восточной и Западной Сибири.  Он также бывал в Париже (женился впоследствии на француженке) и путешествовал по Италии – интересовался искусством Ренессанса, позже выписал оттуда скульптора.

Следующая зацепка («реставрировался в 1855 г.») даёт больше полезной информации. Фламандский спинет-бюро в 1855 г., без сомнения, реставрировали по желанию Михаила Викторовича Кочубея, сына Виктора Павловича, который в 1853-1857 гг. занимался постройкой своего нового дома в Петербурге (на Конногвардейской улице). В историю это здание вошло как «Особняк Кочубея» или «Дом с маврами», и т.к. строилось оно в стиле Ренессанса, изучаемый спинет-бюро, вероятнее всего, находился там.

Далее требуется лишь изучить дальнейшую историю здания: в 1867 г. особняк был приобретён неким купцом Родоканаки. Таким образом, спинет либо остался в доме, и в 1917 г., когда здание занял военный трибунал, был передан в музей, либо Кочубей М.В. забрал его с собой – и тогда спинет добрался до музейной коллекции каким-либо другим способом.

2. Проблема интерпретации источника

Итак, мы уже выяснили, что автор, вероятнее всего, работал по заказу и почти наверняка от этого заказа был не в восторге. Тем не менее, ему нужно было соответствовать требованиям заказчика и при этом не потерять своего индивидуального почерка. Рассмотрим, как всё это могло отразиться на самом инструменте.

Первое, что бросается в глаза при просмотре паспорта на экспонат, так это то, что автор неизвестен, и это было его решение остаться таковым  - мастер Возрождения непременно подписал бы своё детище - на спинете же есть только планка с надписью «SOLI DEO GLORIA ANNO 1593» - «Только во славу Божью» или «Единому Богу слава».

Второй аспект, который не может оставить равнодушным – это оформление бюро у спинета-бюро: абсолютно ренессансный тип мебели («чёткая форма, ясность построения» и «красота  пропорций, чистота линий, ясность силуэта»[22]), абсолютно испанский стиль декора (тёмное дерево с перламутровыми вставками и резьбой ( см рис.3) (всё же на автора давили каноны Ренессанса и вкусы заказчика), но что за сюжет изображён на «светском», «представительском» инструменте? Новый завет – жизненный путь Христа ( см. рис 4,5). Даже если допустить, что заказчик был человеком набожным и заказывал именно это, то обязательно ли мастеру было делать так, что со створок спинета за исполнителем наблюдают евангелисты ( см рис. 6,7), а на уровне его глаз красовался медальон с дьяволом (см рис. 8)? По силе психологического воздействия работа получилась более сильной, чем могла бы.

Наконец, третья «странность» оформления бюро – это высокая реалистичность  изображения персонажей. Фигурки выполнены с достойной голландского мастера точностью, на разных ярусах бюро свет ложится на перламутр по-разному, все ручки бюро и замочная скважина настолько изящно вписываются в сюжет, что их сразу и не различишь. Такое ощущение, что автор, стеснённый в явном выражении своих предпочтений, выразил их тайно. Однако кое-где авторское видение всё же видится очень ярко – я имею в виду пугающие головы львов в основании и на ящиках бюро, выполненные очень живо и динамично(см рис. 9). Интересна символика оформления фигур данного спинета - бюро: в ней есть ряд символов, значение которых прозрачно для автора и его современников, но является загадкой для наших современников.

Прежде всего, это изображения евангелистов на створках бюро – без специальных «опознавательных» знаков их можно было бы принять за обычных святых. Так, вместе с Матфеем изображается Ангел (см рис. 10) как указание на его мессианско - паломническую деятельность, с Лукой – телец как знак искупительной миссии Спасителя (см рис. 11). Марка сопровождает лев, напоминающий о царственном достоинстве Христа (см рис.12), а Иоанна – орёл, помогающий проникнуть ему в таинства христианского вероучения (см рис.13).

Также примечательны в этом плане центральный медальон (см рис.8) и резная голова льва в основании бюро и на его ящиках (см рис.9). Вверху медальона изображён Деисус (Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем по бокам) – отображение Цартсва Божьего. Однако, чуть ниже можно рассмотреть дьявола и грешников, вылезающих из могил. Эта сцена взята из Апокалипсиса. В результате получается, что в одной вставке весьма нетрадиционным образом совмещены два довольно противоречивых сюжета. Лев же в этом случае, скорее всего, изображает не достоинство Христа (как рядом с апостолом Марком), а является намёком на постоянное присутствие Сатаны в человеческой жизни – так называемый «лев рыкающий» с тяжёлом взглядом и ощеренной пастью.

 

2.2. Анализ содержания источника

Данный источник представляет собой материальный объект и сходу может дать довольно много точной информации: из чего он сделан, чем украшен, каким образом нанесена резьба и сделана инкрустация, какие инструменты использовались мастером.  

Также спинет-бюро из Фландрии даёт общее представление об эпохе Ренессанса, отдельно подчёркивая некоторые её аспекты (музыкальную культуру, культуру повседневности аристократов, религиозные убеждения людей Возрождения), оказывает неоценимую помощь в наглядном изучении истории  инструментов, истории и реставрации мебели (эта область сейчас довольно плохо развита). Он будет интересен с точки зрения изучения дизайна, реконструкции старых интерьеров, воссоздания атмосферы ушедшей эпохи.

Возможно, именно звучанием этого редкого инструмента заинтересуются современные музыканты, возможно именно его можно будет использовать для того, чтобы разнообразить экскурсионный маршрут. Наконец, спинет-бюро послужил интереснейшим источником для данного источниковедческого исследования.

Заключение

Спинет был вторым по популярности инструментов Возрождения – компактным, лёгким в использовании. Он явился прообразом клавесина и, скорее всего, имел довольно широкое распространение среди аристократов по всей Западной Европе (Англия, Германия, Франция, Голландия, Испания, Италия точно). Расцвет спинета пришёлся на 16 – конец 17в.,властвовал он совсем недолго. Должно быть, по этой причине, в том числе, до нас в принципе дошло очень мало спинетов.

У спинета можно регулировать количество октав, он мал по размеру, поэтому хорошо совместим с разными другими формами (бюро, шкатулка), которые, как правило, обильно украшались и декорировались. Таким образом спинет-бюро даёт представление не только о музыкальной культуре Ренессанса, но и о статусе владельца, его предпочтениях, стиле мебели, новшествах дизайна, о видении мастера и, отчасти, о его личности и судьбе.

Данный источник (фламандский спинет-бюро 1593г. из коллекции ГЦММК им. Глинки) является значимым в силу своей редкости и крайней неизученности. Он поднимает вопрос спинета, как такого: сколько их осталось, откуда они произошли, кем были сделаны, как использовались, какое место в музыкальное культуре своего времени занимали. О втором по популярности инструменте Возрождения неизвестно толком ничего. Также источник даёт возможность прикоснуться не к одной культуре, а сразу к двум – увидеть их во взаимодействие, измерить их соотношение, понаблюдать борьбу. Опять же, культура Испании изучена прекрасно, а культура Фландрии пропадает как только она попадает под чьё-то господство – снова пища для размышлений.

Самым замечательным открытием в этой работе было чёткое осознание того, что если знаешь, кто и почему, то можешь уже по-другому смотреть на то, что и как сделано. В этом случае даже хорошо, что инструмент редкий и неизученный (уже находка) – нет шквала чужих мнений и «канонических» взглядов на источник. Можно почувствовать себя первопроходцем и сделать своё собственное, не менее полезное исследование.

Список Литературы.

  1.   Антиквариат – самая полная история антиквариата. – М.: Белый город, 2001. – 640 с.
  2. Пиренн А. Нидерландская революция / А. Пиренн. – М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. - 572 с.
  3. Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Л.М Брагина, О.И Варьяш, Володарский В.М. – М.: Высшая школа, 1997. – 479 с.
  4. Всеобщая история искусств. Том 3/ под ред. Колпинского Ю.Д, Рутенберга Е.И. – М.: Искусство, 1962 – 996 с.
  5. Геникэ Р. История фортепиано в связи с историей фортепианной виртуозности и литературы, с изображением старинных инструментов/ Р. Геникэ. – М.: Юргенсон, 1896. – 216 с.
  6. Еременко К.А. Музыка от ледникового периода до века электроники/ К.А Еременко. – М.:Советский композитор, 1991. – 320 с.
  7. Зимин П.Н. Фортепиано в прошлом, настоящем и будущем: очерки по истории струнных клавишных инструментов/ П.Н Зимин. – М.: Музгиз, 1934. – 172 с.
  8. История Испании. Том 2/ под ред. З.В Мосиной. – М.: Издательство иностранной литературы, 1951. – 359с.
  9. Кавешникова Н.А. Дизайн. История и теория/ Н.А Кавешникова. – М.: Омега-Л, 2009. – 224 с.
  10.  Кес Д. Стили мебели/ Д. Кес. – Будапешт.: Издательство Академии Наук Венгрии, 1981. – 270 с.
  11.  Фрай С. Неполная и окончательная история классической музыки»/ С. Фрай. – М.: Фантом Пресс, 2007. -  544 с.


[1] Гончаренко Е. Коломенская барыня//Интернет радио Диалог [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://www.radio-dialog.ru/content/articles/index.php?ELEMENT_ID=4394  (дата обращения 07.01.2012).

[2] Стимпанк - направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин

[3] Назарова О,  Кобрин К. Путешествие на край тарелки/ О. Назарова, К. Кобрин. - М.: Новое литературное обозрение,  2009. - 147 с.

[4] Фрай С. Неполная и окончательная история классической музыки»/ С. Фрай. – М.: Фантом Пресс, 2007. -  544 с.

[5] Пиренн А. Нидерландская революция / А. Пиренн. – М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. - 572 с.

[6] Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Л.М Брагина, О.И Варьяш, Володарский В.М. – М.: Высшая школа, 1997. – 479 с.

[7] История Испании. Том 2/ под ред. З.В Мосиной. – М.: Издательство иностранной литературы, 1951. – 359с.

[8] Кавешникова Н.А. Дизайн. История и теория/ Н.А Кавешникова. – М.: Омега-Л, 2009. – 224 с.

[9] Всеобщая история искусств. Том 3/ под ред. Колпинского Ю.Д, Рутенберга Е.И. – М.: Искусство, 1962 – 996 с.

[10] Антиквариат – самая полная история антиквариата. – М.: Белый город, 2001. – 640 с.

[11] Кес Д. Стили мебели/ Д. Кес. – Будапешт.: Издательство Академии Наук Венгрии, 1981. – 270 с.

[12] Еременко К.А. Музыка от ледникового периода до века электроники/ К.А Еременко. – М.:Советский композитор, 1991. – 320 с.

[13] Зимин П.Н. Фортепиано в прошлом, настоящем и будущем: очерки по истории струнных клавишных

Инструментов/ П.Н Зимин. – М.: Музгиз, 1934. – 172 с.

[14] Геникэ Р. История фортепиано в связи с историей фортепианной виртуозности и литературы, с изображением старинных инструментов/ Р. Геникэ. – М.: Юргенсон, 1896. – 216 с.

[15] Фрай С. Неполная и окончательная история классической музыки»/ С. Фрай. – М.: Фантом Пресс, 2007. -  544 с.

[16] Фрай С.Неполная и окончательная история классической музыки. М, 2007. С. 84.

 

[17] Фрай С.Неполная и окончательная история классической музыки. М, 2007. С. 86.

[18] Зимин П. Фортепиано в его прошлом и настоящем. М, 1934. С. 25.

[19] Геникэ. История фортепиано в связи с историей фортепианной виртуозности и литературы, с изображением старинных инструментов. М, 1896. С. 22.

[20] Зимин П. Фортепиано в его прошлом и настоящем. М, 1934. С. 25

[21]  Кавешникова Н.А. Дизайн. История и теория. М, 2009. С. 31.

[22] Кавешникова Н.А. Дизайн. История и теория. М, 2009. – С. 34.

 


click this link now