Вы здесь

Дуэль и физическая неприкосновенность. Дуэль в русской литературе.

 Дуэль и физическая неприкосновенность.

 На протяжении всей истории дуэль в России отличалась особой агрессивностью. В поединке использовали не только шпаги, но и непринятое оружие - палки, дубины и кулаки. Между дракой и дуэлью не было четкой разницы. Применение грубой физической силы при разрешении дел чести было распространено во всех социальных группах, знакомых с дуэлью. К тому же, именно физическая агрессия чаще всего выступала провокацией конфликта. Петр I пытался регулировать агрессию, позволяя офицеру в равной мере отомстить обидчику. Но так как любое телесное наказание могло опозорить, все дворянство в целом, как и офицеры, боролись за физическую неприкосновенность, уверенные, что вместе со званием дворянина она входит в рожденные качества. К XIX веку сохранившееся обыкновение русских дворян прибегать к грубой физической силе друг против друга, и особенно против старших по чину и положению, сколь бы безобразным оно ни казалось, служило, таким образом, важной цели: оно, как и дуэль, свидетельствовало об их отказе признавать власть начальства над их телом и об их готовности защищать свою личную автономию любой ценой.[1] Компенсируя отсутствие надежных законов, охраняющих личность, дуэль служила формой протеста против патриархальной власти государства над индивидуумом. Дуэль также выступала как критерий проверки достоинства человека. Именно благодаря своей центральной роли в выработке понятия личности в России дуэль стала излюбленным объектом изображения в русской литературе. [2]

Дуэль в русской литературе.

Впервые дуэльное поведение и кодекс чести начали осмысливаться и анализироваться в комедиях. Особое внимание этому уделялось в конце XVIII века. Это могло объясняться тем, что сюжеты многих русских комедий были аналогичны западным, а, следовательно, и идеи дуэли не остались незамеченными. Чуть позже внимание этой теме стала уделять проза, популярная среди читателей из низших слоев общества. В конце века, когда сюжетная проза России получила статус признанного литературного жанра, на дуэль обратили внимание сентименталисты, исследуя, среди прочего, социологию и психологию дуэльного поведения.[3] Александр Бестужев-Марлинский первым сделал тему дуэли центральной в своих произведениях. Он первый вводит тонкости дуэльного ритуала и изучает психологическую и философскую сторону дуэли, подчеркивая ее недостатки. Бестужев не просто пропагандировал дуэль как средство охраны личного пространства, но и исследовали ее сомнительную нравственную ценность и ограниченность ее возможностей. Автор неизменно выступает за право нижестоящих на поединок с вышестоящими.[4] Бестужев выступает за необходимость дуэли, доказывая ее эффективность в борьбе за личную неприкосновенность и уравнивание прав внутри дворянства. Но он также рассматривает способы воздержаться от дуэли без потери при этом чести и без нанесения сопернику оскорблений. Таким образом, подробно изучая институт дуэли и понятие чести, Бестужев-Марлинский оказал значительное влияние на литературную традицию, особенно на таких авторов, как Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой и Достоевский. Последний следовал Бестужеву в своем решительном убеждении, что человек имеет как право, так и обязанность защищать свою телесную неприкосновенность всеми доступными средствами, включая такое жестокое, как дуэль.[5] Дуэль для Достоевского – самое главное оружие, которое он не только использует как сюжетообразующий прием, но и видит в ней полноценный социальный институт, перенятый с Запада и усвоенный лучшими представителями русского дворянства. В своих произведениях он рассматривает дуэль как испытание твердости собственного я («Двойник», «Бедные люди»), истинное значение point d’honneur («Записки из подполья»), ключевой жест многих конфликтов чести – пощечину и ее влияние на агрессора («Подросток», «Идиот», «Братья Карамазовы»), проблемы корпоративной чести («Кроткая», «Преступление и наказание») и несовершенные формы чести. Достоевский приписал дуэлянтам начала XIX века некое идеальное благородное поведение. Этот идеал, при всем его утопическом характере, помог русским сохранять чувство собственного достоинства в условиях, при которых любой несимволический протест в защиту личности был просто невозможен. При советском режиме почитание памяти дуэлянтов прошлого, как исторических фигур, так и литературных героев, стало средством сохранения чести нации.[6]               

Заключение.

Значение института дуэли очень велико для развития русской культуры и литературы. Так как он был распространен среди достаточно высоких слоев общества, то и влияние сказалось по большей части на офицерах, дворянах и разночинцах, отразившись в последствие на мышлении людей советского времени, находивших свое положение схожих с положением людей в XIX веке (пик активности дуэлей).   Основная задача дуэли – очертить понятие чести, физической неприкосновенности, чувство собственного достоинства. Рейфман рассматривает понятие, восходя к его истокам, когда рукопашную драку с трудом можно было отличить от поединка чести, и до самого конца, когда дуэль признаю важным социальным институтом, необходимом для существования в обществе по вышеизложенным причинам. Эпоха поединков просуществовала относительно недолго, но привнесла много нового в культуру России. В основном это отразилось на творчестве авторов, произведения которых мы имеем возможность прочитать и еще в большей мере понять значение дуэли для русского человека. К сожалению, ничего нельзя сказать об этой проблеме на данный момент, но если бы кто-то задумал проанализировать тему дуэли, учитывая сознание человека в XXI веке, вряд ли бы мы увидели существенные изменения. Рефман тщательно и подробно рассмотрела такое великое множество нюансов, что «Ритуализированная агрессия: дуэль в русской литературе» может служить настольной книгой любому защитнику чести, стремящемуся эффектно отстоять свои права и достоинство.  [1] Рейфман И. Ритуализированная агрессия: дуэль в русской культуре и литературе. — М.: ≪Новое литературное обозрение≫ (НЛО), 2002. – С.130 [2] Там же. С.136 [3] Рейфман И. Ритуализированная агрессия: дуэль в русской культуре и литературе. — М.: ≪Новое литературное обозрение≫ (НЛО), 2002. – С.147 [4] Там же. С.159 [5] Рейфман И. Ритуализированная агрессия: дуэль в русской культуре и литературе. — М.: ≪Новое литературное обозрение≫ (НЛО), 2002. – С.181 [6] Там же. С.19  


окна металлопластиковые киев