Вы здесь

История дуэли в России.

 История дуэли в России.

Дуэль – полностью заимствованный институт. Уже в XVIII веке идеи поединка принимались, но прибегали к ним нечасто. В России отсутствовало ясное представление о point d’honneur, что мешало усвоению этого понятия. Лишь в конце XVIII закрепление в русском обществе идей дуэли и чести было подтверждено «Манифестом о поединках», опубликованном Екатериной II 27 апреля 1787 года. Изначально отношение к дуэли было самое негативное. Запрет на дуэль был закреплен в 1706 году документом «Russsisches Kriegs-reglement» (так называемым «Кратким Артикулом»), провозглашавшим смертную казнь и за дуэли, и за вооруженные столкновения, независимо от их исхода.[1] Однако, законодательные документы не могли предотвратить личностных столкновений. Запрещенность дуэли лишь наоборот придавала ей статус героического поступка. Но это способствовало оформлению государством кодекса чести. Правление Павла I стало переходным в истории русской дуэли. Он не только негативно относился к ней, но и сурово наказывал как дуэлянтов, так и тех, кто претендовал на должное по их мнению уважение. В его правление институт дуэли подвергся практически полному исчезновению из-за постоянно царившей атмосферы неуверенности и страха. Расцвет дуэли пришелся на период царствования Александра I, которому была присуща доля раскрепощенности, чем и воспользовались униженные офицеры, желая защитить свое честь и достоинство. Так же этому способствовало острое соперничество между различными группами дворянства,  каждая из которых проявляла особую щепетильность в делах чести. Наконец, тема дуэли стала очень популярна в романтической литературе, в основном благодаря фигурам Лермонтова и Пушкина, которые имели к этой теме не только устойчивый интерес, но и трагически погибли во время поединка. В царствование Николая I дуэль сохранилась, но наряду с дворянами в ней стали принимать участие разночинцы. Они критиковали данный институт, понимая, что дворяне могут отказать им в дуэли за неимением равного статуса и отсутствия практики, при том, что их интеллектуальное превосходство было очевидно. Несмотря на свое недоверие к символике дуэли, разночинцы все же сочли ее необходимым средством ограждения своего личного пространства. Однако их опыт в ведении дел чести был ограниченным: их знание дуэльного ритуала, как и других форм светского поведения, было опосредованным, и поэтому на месте дуэли они демонстрировали либо чрезвычайную безыскусность, либо преувеличенное следование правилам. Тем не менее устойчивый интерес разночинцев к дуэли помог утвердить ее как нейтральный в сословном отношении механизм защиты личной чести и достоинства.[2] В конце концов, дуэль превратилась в обязанность дворянина, что подтверждено документом от 13 мая 1894 года составленным Соединенным Собранием Главных Военного и Военно-Морского Судов. Теперь офицер мог быть принужден к дуэли, в случае отказа обязан был уйти в отставку. Первая мировая война и последующие исторические катаклизмы положили конец живой дуэльной традиции в России. После Октябрьской революции упоминания о дуэлях крайне редки и подают ее как курьез. Однако хотя дуэль как живой институт умерла, культурная память о нем в значительной степени сохранилась. [1] Рейфман И. Ритуализированная агрессия: дуэль в русской культуре и литературе. — М.: ≪Новое литературное обозрение≫ (НЛО), 2002. – С.53 [2] Рейфман И. Ритуализированная агрессия: дуэль в русской культуре и литературе. — М.: ≪Новое литературное обозрение≫ (НЛО), 2002. – С.89