Вы здесь

«Ритуализованная агрессия: Дуэль в русской культуре и литературе»

Понятие дуэли, дуэльного ритуала и point dhonneur.  

На протяжении всей монографии мы можем видеть изменения в первостепенном значении слова «дуэль». Они выражаются в появлении многочисленных нюансов и деталей, которые заставляют с большей тщательностью анализировать данное понятие и значительно расширять изначальное определение. Дуэль – тип агрессивного поведения, который на протяжении нескольких веков сохранял высокий культурный статус. Как акт насилия, санкционированный обществом, поединок попадает в ту же категорию, что война и смертная казнь, однако существенным образом отличается от них.[1] Прежде всего, стоит заметить, что дуэль – это противостояние исключительно личностей, не общества и не государства. Оно основано на понятиях чести и благородства, вытекающих из среды благородного сословия, т.е. дворян. В первой главе автор сравнивает с определением дуэли понятие самоубийства. И в том, и в другом случае человек осознанно делает шаг навстречу смерти. С психологической точки зрения легче принять смерть от руки другого человека, чем совершить ее самому. К тому же, во многих случаях это также способствовало восстановлению поруганной чести (например, в конфликте с более высокопоставленным лицом).  Самоубийством также можно было подтвердить серьезность своих намерений, в случае если обидчик отказывался принять вызов. Нельзя не заметить, что автором рассматривается несколько случаев с женщинами. Так как дуэль для них была запрещена, то самоубийство считалось альтернативным способом спастись от бесчестья. Рейфман обращает внимание на то, что убийство на дуэли нередко путали с убийством из мести. На самом деле различие было очевидным как для самих дуэлянтов, так и для их современников: в отличие от убийства дуэль была ритуализированной процедурой, в которой шансы участников были уравнены. Особенно очевидным становилось отличие дуэли от убийства, когда грань между ними действительно стиралась: например, когда инициатор дуэли, не будучи в состоянии добиться принятия вызова или попросту потеряв самообладание, пытался убить соперника в обход дуэльного ритуала.[2] Именно здесь мы впервые сталкиваемся с понятием дуэльного ритуала. Подобный ритуал – это определенный сценарий, определяющий роли участников и закрепляющий стадии дуэли. Он предотвращал случайные стычки и драки, часто без присутствия секундантов и свидетелей. В результате, в XIX веке ритуал дуэли закрепился, выявляя особо педантичных дуэлянтов. Дуэльный ритуал определял честь в узком, техническом смысле, характерном для данной конкретной эпохи и класса. Диапазон значений русского слова «честь» простирается от доблести и добродетели до признания социальной значимости, уважения, честности и, в более позднем употреблении, человеческого достоинства.[3] Это понятие служило для дворян основной предпосылкой для возникновения дуэли, так как их права уравнивались, а поединок был возможен, по их мнению, только между равными. Таким образом, дуэль являлась способом разрешения противоречий между двумя личностями, которая определяла личное пространство человека и была своеобразным законом, защищающим личные права. [1] Рейфман И. Ритуализированная агрессия: дуэль в русской культуре и литературе. — М.: ≪Новое литературное обозрение≫ (НЛО), 2002. – С.20 [2] Рейфман И. Ритуализированная агрессия: дуэль в русской культуре и литературе. — М.: ≪Новое литературное обозрение≫ (НЛО), 2002. – С.26 [3] Там же. С.38