Вы здесь

Таро в искусстве.

Таро в искусстве.

             Нередко утверждают, что колода игральных карт (состоящая из четырех мастей и не содержащая Старших арканов) произошла от Таро, но в действительности верно обратное. Игральные карты, как шахматы, были изобретены в Индии, а в Европу попали, по-видимому, не ранее XIV века, к которому относятся первые упоминания о них в письменных источниках. При этом Старшие арканы не упоминаются; речь идет лишь об игральных картах вообще. Первые письменные упоминания о Старших арканах появляются лишь после 1445 года, которым приблизительно датируются самые ранние из дошедших до нас карточных колод. Все эти ранние колоды были изготовлены в Италии, из чего можно заключить, что родиной Таро является именно Италия начала XV века. Следовательно, любые рассуждения о гипотетическом «изначальном Таро» должны исходить из этого установленного факта, а не из романтических легенд о тайной мудрости Древнего Египта.                                                                                                                                                                                                                                            

           Самые ранние из сохранившихся колод Таро — так называемые колоды Висконти-Сфорца*, созданны около 1445 года. Эти крупноформатные карты, раскрашенные вручную искусным художником, представляли собой произведения искусства и, вполне вероятно, не предназначались для игры. Художником был Бонифацио Бембо из Кремоны, которому покровительствовал герцогский дом Висконти — правителей Милана. Колоды Таро, из которых до наших дней частично сохранились три, вероятно, предназначались в качестве свадебного подарка Франческо Сфорце, который в 1441 году женился на Бьянке-Марии Висконти, дочери герцога Филиппо-Марии Висконти. В декоре этих карт присутствуют геральдические символы обоих семейств — и Висконти, и Сфорца.

            Старшие арканы в этих колодах не пронумерованы, и точно установить, в каком порядке они следовали, невозможно, поскольку более ранними колодами Таро мы не располагаем. Но можно предположить, что порядок этот был аналогичен или близок последовательности Старших арканов в более поздних колодах, содержащих нумерацию.
            От Таро Висконти-Сфорца не сохранились «Дьявол», «Башня» и две карты Младших арканов. Кроме того, шесть Старших арканов («Сила», «Умеренность», «Звезда», «Луна», «Солнце» и «Мир») сохранились только в более поздних вариантах, созданных около 1480—1490 гг. мастерами миниатюры из Феррарской школы живописи.

           Также введение карт Таро во Франции приписывают художнику Жакмьену Грингонье; история говорит, что Грингонье получил от королевского казначея 50 су за три колоды разноцветных карт, составленных для забавы слабоумного Карла Шестого (король 1380-1422).

           К концу XIV века карты приобрели популярность во всей Европе. Фигуры Таро рисовали художники итальянского Возрождения. Много карт изготавливалось и продавалось в Германии. Их примеру последовали французы, создав оригинальное и своеобразное Марсельское Таро, до сих пор пользующееся популярностью. Позже купцы и содержатели игорных домов, считавшие карты чисто развлекательным товаром, вносили произвольные изменения в их символику и рисунок.

*«Таро Висконти-Сфорца» — как принято считать, самая старая колода карт Таро (вернее, её итальянского предшественника тарокки). Известна по письменным источникам. Была заказана герцогом миланским Филиппо Мария Висконти и его зятем Франческо Сфорца, следующим герцогом.

В наши дни название используется как собирательное для дорогих подарочных «старомиланских» карт тарокки, которые рисовались вручную по поводу знаменательных событий в жизни миланских правителей XV века.

Количество и колоды.

Собирательное имя используется для обозначения разрозненных карт, которые находятся в различных музеях и библиотеках мира. Большинство из этих колод имеют в настоящий момент всего 1-2 карты. Таких карт на сегодняшний день известно 271 штука, и по внешнему виду, размеру и прочим деталям они делятся на 15 групп.

Самая большая из этих групп включает три из наиболее известных и полных колод «Висконти-Сфорца»:

1.      Колода «Pierpont-Morgan Bergamo Visconti-Sforza», (также известная как «Колода Colleoni-Baglioni»). Недостает 4 карты из необходимых 78: «Дьявола», «Башни», «Рыцаря Монет» и «Тройки Мечей». Из них 35 карт находятся в библиотеке Пирпойнт-Моргана, Нью-Йорк; 26 — в Каррарской Академии и 13 в частной коллекции семьи Коллеоне, Бергамо. Карты характеризуются золотым фоном (для картинок) и кремовым с цветочным мотивом для остальных. Карты не пронумерованы и не подписаны. Предполагают, что «Pierpont-Morgan Bergamo» была заказана художнику по случаю коронации Франческо Сфорца (1450), либо в честь 10-летия свадьбы Франческо и Бьянки Марии Висконти (1451). К таким выводам историков привело изучение геральдических элементов, присутствующих на картах. Предположительно написана Бонифацио.

2.      Колода «Cary-Yale Visconti-Sforza» (также известна как «Колода Visconti di Modrone»). Получила имя от коллекции семьи Кэрри, отошедшей к Йельскому университету в 1967 году. Датируются примерно 1466 годом. Включает 67 карт. Картинки с золотым фоном, прочие с серебряным. Колода, по тем же предположениям, могла служить свадебным подарком третьего миланского герцога, Филиппо Висконти, Марии Савойской (1428).

3.      Колода «Brera-Brambilla Visconti-Sforza». Названа в честь Джованни Брамилла, который купил колоду в Венеции в 1900 году. С 1971 году находится в Пинакотека Брера в Милане. Включает 48 карт. Все имеют золотой фон. Предположительно написана Бонифацио Бембо (закончена членом семьи Заваттари) по заказу Франческо Сфорца в 1463 году.

В остальных группах еще меньше карт: например, 5 групп состоят всего лишь из 1 карты. Предполагают, что малые группы — это не остатки полных колод, а образцы, которые художники показывали своим потенциальным заказчикам. Каждая группа имеет свое условное название, обычно по коллекции и месту хранения.

Примеры карт.

Дама мечей                                                                                    Отшельник